Напечатанная реальность

Zastavka

К вопросу о первоочередности курицы и яйца предлагаю добавить еще один похожий: об инновациях и образе мышления. Как спрос рождает предложение, так инновации, теоретически, должны появляться в ответ на человеческую потребность. Ну и еще давно известно, что лень – двигатель прогресса… И все-таки, новая технология приходит для решения задачи, или же задача возникает, когда готова почва для ее реализации?

Print 1

На эти мысли меня навела шагающая в будущее семимильными шагами технология 3D-печати. Сама она применяется уже около 30 лет и использовалась в основном дизайнерами чего-бы-то-ни-было для маленьких моделей или рабочих образцов, или же для производства маленьких предметов – украшений, например. Активно 3D-плоттеры используют и в макетных мастерских. Но в последние годы произошел технологический скачок – сейчас возможно напечатать чуть ли ни целое здание или, по крайней мере, павильон. Но пока это больше исследования и эксперименты, а 3D-печать все чаще применяется для печати настоящей мебели и предметов интерьера. Пока, правда, это не промышленное производство, а единичные образцы — поскольку очень дорогие.

Городской музей (Stedelijk Museum) Амстердама совсем недавно приобрел в свою коллекцию стул Solid C2 – первый предмет мебели, напечатанный целиком и сразу на 3D-плоттере. Его авторы, французский дизайнер Patrick Jouin вместе с компанией .MGX by Materialise бросили в 2004 году вызов традиционным способам производства мебели, напечатав стул одной непрерывной лентой. Кураторы музея выбрали красный цвет. На вид стул очень симпатичный, и неважно, удобно ли на таком сидеть (как и положено вещи-манифесту). Вы видите его на фото ниже:

 

Print 2

 

А молодой голландский дизайнер Dirk van der Kooij разработал «бесконечную» технологию горизонтальной послойной печати – «Endless», еще пока учился в академии дизайна города Эйндховена. И за свою разработку получил множество наград и премий. Теперь он использует индустриального робота покрупнее своего первого принтера и делает в своей студии стулья, столы, лампы, вешалки разных моделей и цветов. Самое приятное, что в качестве исходного материала дизайнер использует старые холодильники и отработавшие свое предметы офисной техники. Один стул печатается примерно три часа.

Стул «Пульс» серии «Endless»:

Print 3

Стол «Saloon» серии «Endless»:

Print 4

 

Параллельным путем идет дизайнерский дуэт Клеменс Вейсхаар (Clemens Weisshaar) и Рид Крам (Reed Kram). На инсталляции в галерее Nulifar они представили ряд предметов мебели (стол, стул, полки), выражающие идею структур, обусловленных усилием=напряжением в материале («force-driven structures»). Функциональная плоскость поддерживается сетью металлических стержней, окраска которых отражает распределение напряжений в конструкции. Вся инженерная часть тщательно просчитана специальными компьютерными программами. Со стороны печати здесь используется последняя технология печати металла, SLM – Selective Laser Melting (избирательное оплавление лазером). Но окраска конструкции происходит, конечно, вручную.

На этом фото представлен общий вид  инсталляции:

Inst 1

Стол из серии  MULTIITHREAD:

Table

 

Следующее движение в области 3D-печати – создание уникальных предметов на основе человеческого ДНК. Голландские дизайн-студии Tjep. и DutchDNA, объединив усилия, сделали коллекцию сначала уникальных ювелирных украшений, а затем затронули и сферу мебели. Суть их работы в том, что 16 маркеров ДНК-кода, взятого из слюны, переводится в графическую карту, а далее обрабатываются с помощью специальных программ, и на этой стадии подключается и творческое видение дизайнера. Первый предмет мебели, созданный таким путем – стол Darwin, для которого использовали ДНК Джулии Волтуис (Giulia Wolthuis), танцовщицы современной хореографии (и дочери Эрика Волтуиса (Eric Wolthuis), разработчика со стороны DutchDNA). Вы видите ее на следующем фото.

Dancer

 

А вот так выглядит обработка ДНК с помощью компьютера:

DNK

 

Darwin, первый стол на основе ДНК-кода:

Giulia_Darwin-table_midsize-660x452

 

Сейчас уникальность этой технологии видится больше искусством ради искусства, элитарным дизайнерским экспериментом. Но как знать – вполне возможно, исключительно индивидуальные предметы, кроме выражения чьего-то естества смогут в будущем работать и на функционал. ДНК содержит в себе массу загадок и информации, о которых небиологам неведомо, а биологом неведомо и того больше.

Технология 3D-печати и с точки зрения эргономики представляется очень жизненной и полезной. Почему бы не пофантазировать, как, внося малейшие изменения в компьютерную модель, можно будет получать рабочее место, идеально подходящее под индивидуальную анатомию человека? Может быть, это подскажут снятые мерки, а может, действительно, и код ДНК. Почему-то я уверена, что дорогая и неиндустриальная сегодня технология 3D-печати со временем станет доступной и популярной, и в полной мере раскроет все свои возможности, как то работа с широким рядом материалов (пластик, нейлон, воск, металл, глина, etc), возрастающая скорость и нелинейная трактовка элементов пространства.

 

 

Share and Enjoy:
  • Print
  • Digg
  • StumbleUpon
  • del.icio.us
  • Facebook
  • Yahoo! Buzz
  • Twitter
  • Google Bookmarks