Баухауз: функциональность как искусство, часть 2

1

В прошлый раз я рассказывала вам о том, как велось преподавание в школе дизайна Баухауз и как получилось так, что школа превратилась в стиль. Сегодня в центре внимания – здания, пространства и предметы интерьера, спроектированные в русле Баухауза.

Интересно, что в Баухаузе довольно часто занимались проектированием и оформлением интерьеров жилых зданий. Хотя казалось бы, идея весьма продуктивна именно для типового офисного пространства. Смотрите сами, основные черты стиля «баухауз» – это удобство, простота, функциональность и доступность, а также легкость компоновки, взаимозаменяемость предметов интерьера. Ну чем не концепция эргономичного офиса?

Но, как показывает практика, эти принципы можно было отлично использовать при проектировании целых комплексов (а то и городов), включающих и жилые, и общественные здания. Яркий тому пример – Федеральная школа в Бернау, выстроенная в 1928 – 1930 годах.

Федеральная школа в Бернау

Федеральная школа в Бернау

Те изделия, что создавались в Баухаузе, были настолько особенны, настолько отличались от всех предшествующих разработок в сфере предметного дизайна своей эстетической смелостью и одновременно практичностью, что сразу становились знаковыми и узнаваемыми. Их тиражировали, им подражали.

Возьмем, к примеру, такой привычный для офиса предмет как стул. Вы знаете, сколько стульев спроектировали в баухаузе? Огромное количество! Были среди них и созданный студентами разборной табурет, который отличался закругленным сидением и подпоркой для отдыха ног, и «кубически-парящий» стул из дерева и текстиля от мастера Марселя Брёйера, и им же придуманный экземпляр с опорой из металлических трубок, подлокотниками и сетчатым сидением. Просты и изящны стулья Людвига Миса ван дер Роэ. Не правда ли, все это весьма актуальные предметы офисного интерьера?

Стулья, разработанные в Баухаузе

Стулья, разработанные в Баухаузе

Весьма выразительна и мягкая мебель в стиле «баухауз» – гнутые стальные трубки, строгие прямоугольные подушки, отсутствие подлокотников в креслах. Именно таково легендарное кресло «Барселона», спроектированное ван дер Роэ совместно с дизайнером Лили Райх, которое и по сей день выпускают многие фабрики.

Примечательно и кресло «Василий» все того же Марселя Брюёра. Точнее, сначала это кресло из металла и текстиля называлось куда более прозаично – Club Chair B3, но позже было переименовано – в честь художника Василия Кандинского, разумеется.

Кресло «Барселона» и кресло «Василий»

Кресло «Барселона» и кресло «Василий»

А столы Джозефа Альберса? Убирающиеся один в один, со столешницами из стекла, на деревянной основе. Или разноцветные столы Брёера на металлических ножках? Они стали подлинной классикой функциональности и породили множество подражаний!

Столы, разработанные Джозефом Альбресом и Марселем Брёйером

Столы, разработанные Джозефом Альбресом и Марселем Брёйером

В Баухаузе не боялись сочетать в одном предмете разные фактуры: грубая кожа, дерево, металл, стекло. Натуральные материалы использовались наравне с искусственными. Все, казалось бы, так просто. Но что, как не изящная простота – залог легенды, которые живет вот уже почти столетие.

Всю мебель Баухауза, все предметы интерьера, как мы уже убедились, отличают четкие геометрические формы, энергичный ритм линий и цветов. То же и с рабочими пространствами. Кабинет директора в Дессау, спроектированный Гропиусом в 1924 году, и вовсе можно назвать гимном квадрату. Этот мини-офис, реконструированный в 1999 году, впечатляет строгостью решения. С помощью разделения и съемного потолка Гропиусу удалось превратить вытянутую комнату в куб со сторонами по пять метров. Создавая оригинальную лампу, освещающую интерьер, Гропиус ориентировался на произведения художника из группы «Де Стейл» Геррита Ритвельда. Дизайн ковра, мебели и других предметов интерьера включал в себя мотивы квадрата.

Кабинет Вальтера Гропиуса в Дессау

Кабинет Вальтера Гропиуса в Дессау

Справедливости ради стоит отметить, что подобное строгое композиционное решение, опирающееся на один объем, одну форму, не получило развития в школе – ему на смену пришли более «пластичные» интерьеры, например такие, как в домах мастеров Баухауза.

Дома мастеров Баухауза: вид снаружи и изнутри

Дома мастеров Баухауза: вид снаружи и изнутри

Более пластичным выглядит и офис парижского представительства организации «Немецкий Веркбуунд», разработанный все тем же Гропиусом в 1930 году.

Парижское представительство «Немецкого Веркбунда»

Парижское представительство «Немецкого Веркбунда»

Где сегодня живет баухауз? Конечно, в здании Баухаза в Дессау. Этот архитектурный и дизайнерский гимн школе, в котором были реализованы самые смелые идеи, в годы Второй мировой войны сильно пострадал. И лишь спустя 35 лет был восстановлен. Сейчас там располагается Фонд Баухауз-Дессау – центр исследований, обучения и экспериментального дизайна. Помимо постоянной экспозиции, каждый год Фонд Баухауз-Дессау организует Международную летнюю школу на новую тему.

Фонд Баухауз-Дессау

Фонд Баухауз-Дессау

Жив баухаз и в «белом городе» Тель-Авиве, где целые кварталы жилых, учебных, офисных зданий построили мастера и выпускники школы, бежавшие в Палестину в годы нацистского режима.

«Баухауз» в Тель-Авиве

«Баухауз» в Тель-Авиве

Наконец, «баухауз» жив как бренд. То тут, то там, в новых мебельных коллекциях всплывают отголоски школы, а в обучении начинающих дизайнеров и архитекторов используются ныне ставшие вполне уже классическими приемы. И пусть зачастую понятие «работать в русле баухауза» подменяется более свободным «баухаузить» (то есть делать что-то в некой модернистской эстетике упрощенных форм), дело мастеров немецкой школы, безусловно, живо. И служит источником вдохновения для все новых и новых поколений.

 

Share and Enjoy:
  • Print
  • Digg
  • StumbleUpon
  • del.icio.us
  • Facebook
  • Yahoo! Buzz
  • Twitter
  • Google Bookmarks