Поскольку приспособление старых зданий, не только памятников, под современные нужды я считаю делом благородным и правильным, про нижеследующий интерьер должна была бы рассказывать вам с восторгом и придыханием. Однако возникла внутренняя дилемма.
Офис для рекламной компании KesselsKramer в Амстердаме «случился» в здании недействующей старой церкви. Рекламная компания – это сказано очень обобщая, потому что, судя по их офису и сайту, эти люди утверждают нестандартность и творческое сумасшествие во плоти как могут… Так вот, бывший собор наполнили современные и до гротеска шуточные предметы и конструкции, образовавшие внутри рабочие места, зоны отдыха и подиумы, библиотеку и даже ТВ-зал.
Добро пожаловать в сюжет игры, которая ставит в ступор – почему окно (зеркало?) срезано наполовину, зачем на смотровой башне спасательный круг, и что в церкви делает баскетбольный мяч?
Зонирование утверждалось с заказчиком, а реализация происходила через конкретные элементы. Внутри собора возвели, практически, средневековую крепость. Соорудили деревянные перегородки, напоминающие древние фортификационные укрепления, деревянную же башенку — смотровую вышку, частоколы-изгороди (по сути перегородки); поставили кое-где грубую мебель – как в кабаке. Часть предметов интерьера заказчики нашли сами на блошиных рынках. И все это среди золоченых капителей, нервюрных сводов и рядом со старинным органом.
А для завершения эффекта – наполнили офис современной мебелью: вращающимися креслами на колёсиках, компьютерными столами, подставками для ноутбуков. И добили (меня, по крайней мере) – светодиодами.
Каждый квадратный метр в офисе KesselsKramer шокирует тем, как предметы и элементы сочетаются и одновременно не сочетаются.
Получилось здорово, ничего не скажешь. Сами архитекторы из бюро FAT (Fashion Architecture Taste) говорят о том, что хотели ниспровергнуть образ традиционного рекламного агенства и создать совершенно новый, особенный характер, впечатляющий и вызывающий палитру ощущений вплоть до идеосинкразии. Для этого они, как могут, в целом и в частностях, искажают масштаб и структуру, пространства.
Что же, акт эпатажа удался.
Это что: Ленин, в церкви!?
С одной стороны, у компании получился отличный современный интерьер, веселый, живой, крайне нестандартный. И по отзывам сотрудников –работать здесь просто «малина», креативность всегда на высоком уровне, но атмосфера при этом рабочая — особо не забалуешь.
С другой стороны, какая бы свобода мысли и вероисповедания сейчас ни существовала, мне кажется неестественным использовать культовые здания под совсем утилитарные нужды. Так было у нас в стране, да, и только благодаря этому многие церкви и сохранились, но времена были другие, страшные. А современная европейская практика приспособления храмов под жилье или офисы (я видела несколько таких проектов) смущает. Ведь когда-то это место было свято, и можно такого отношения к нему не разделять, но уважать следует. Потому что это и есть один из показателей человеческой культуры.