Давеча, в рамках «Дней финского дизайна» в Москве, на «Стрелке» прошла конференция, посвященная финскому опыту организации рабочего пространства. Представители нескольких серьезных компаний рассказывали на личных примерах и общих иллюстрациях, что именно и как меняет офис в лучшую сторону, повышает производительность, вдохновляет сотрудников на достижение более высоких целей.
Впечатлившись анонсом, я больше всего ждала выступления Пенти Кареойя, профессора университета Аалто, чья тема лекции звучала как «Рабочее пространство как образовательная среда. Обучение через дизайн».
Но этот обаятельный человек, представившийся «профессором пространства» (должность такая университетская – «professorofspace»), в итоге немного не оправдал ожиданий.
Вместо конкретных примеров влияния, например, системы расстановки рабочих мест на запоминание и обработку новой информации, он по большей части говорил об общих очевидных переменах в структуре и микроклимате рабочей среде, об актуальных тенденциях, вроде игровых офисов Гугла и зеленых офисов. Профессор показывал добротные примеры современных общественных зданий и офисов (часть которых мы в блоге тоже уже освещали, например, офис Pons and Huot или офис MTV в Берлине )
Говорил о глобализации решений – ведь и правда, по фотографиям интерьера едва ли можно догадаться, в какой стране офис находится. Правда, еще рассказал об очень интересном воркшопе, который проводил со своими студентами: в процессе этого воркшопа они пристально рассматривали зонирование офисного пространства, предлагая нетривиальные зоны, такие как внутренний и внешний бары (общественное), зоны-«гроты» (индивидуальное), лестницы как новое рабочее и функциональное место, свежим взглядом рассматривали тему «оазисов» в офисе.
Вероятно, как все мудрые люди, он прятал главный смысл где-то между своих тезисов. Но этого жаль, потому что заявленная тема, честно говоря, заинтересовала очень — теперь уж точно буду между делом искать на этот вопрос ответ.
А Керту Туомас, член совета директоров компании «KONE», как раз подробно рассказывала о личном опыте своей компании во «вдохновлении команды на достижение экстраординарных целей». Компания занимается вертикальными коммуникациями, лифтовыми системами, и поэтому только 9% сотрудников, на самом деле, работают непосредственно в офисе, а все остальные заняты в сферах производства, монтажа, продажи, обслуживания продукта.
Сама концепция компании, и в вопросе производства и в области корпоративной структуры звучит как «flowpeople» — перемещение людей в потоке, движение людей сам человеческий поток. Учитывая, что у компании около 5000 офисов в разных странах мира, для общего успеха и эффективности необходимо, чтобы всем сотрудникам во всех странах на всех стадиях работы было комфортно. Лектор особое внимание обратила на взаимосвязь мотивации людей с дизайном – что выражается как во внимании к дизайну финального продукта, так и к обеспечению приятных условий работы сотрудников, не обязательно в самом офисе, но и в условиях города (комфорт перемещения, например). Даже пошутила, что финскую одежду все знают как очень функциональную, а о внешнем виде деликатно умалчивают; так вот в своем деле и для своих сотрудников компания ставит дизайн очень высоко. Еще Керту Туомас постоянно делала акцент на безопасности в каждый момент времени (опять – и продукции компании, и сотрудников)… Но главное, может быть, из ее выступления – это ответ на вопрос из зала «как в уже сложившейся корпоративной культуре начинать движение к новой системе мотивации?». Ответ на удивление простой и универсальный: честно показывать, зачем происходит весь процесс. Действительно, нет лучшей мотивации, чем осознание важности конечной цели.
Но наиболее интересным и вызвавшим довольно оживленную дискуссию выступлением стала презентация Велли-Матти Саво, вице-президента компании «Martela», о новой концепции офисного пространства, оставляющей позади кабинетную систему и open-space, так называемый activitybasedoffice.
Кратко – это система организации офиса, в которой практически исчезают постоянно закрепленные за сотрудниками рабочие места, но появляются рабочие места, которые может занять любой, в зависимости от задания, которое он выполняет. Условно, места наиболее подходящие для сосредоточенных размышлений, для телефонных переговоров, для обсуждения проекта. Лектор представил дополнительную концепцию «вдохновляющего офиса», которую разработала компания «Martela», с целой продуманной системой. В двух словах всего и не опишешь, поэтому я обязательно отдельно и подробно напишу об этой системе офиса нового поколения. Но интерес разжигает даже одно обещание экономии до 30% площадей.
В целом, субъективно, из прошедшей конференции следует вынести две мысли:
- результат напрямую завязан на образ мышления. Думаю, говорить о традиционной ментальности в рамках страны не совсем правильно, но в рамках компании – да. Для реализации любых важных позитивных перемен необходимо сначала осознание их необходимости .
- изменения в идеале должны идти сверху вниз, т.е. крайне важна заинтересованность и личная гибкость руководства. Понятно, что любые, даже самые очевидно эффективные решения быстрее и проще воплотятся в жизнь таким путем.
Мне показалось, особенность похода финнов к организации офисного пространства заключается именно в этом – во пристальном внимании к каждому элементу процесса и в глубоком понимании его сути, которое предшествует практическим действиям.