Open space, что в переводе с английского означает открытое пространство, — такая организация пространства офиса, где персонал работает не в отдельных кабинетах, а в одном большом помещении, как правило, разделённом перегородками, чтобы каждый сотрудник имел свою условную личную территорию.
Впервые, такая планировка офисов, придуманная братьями Шнелле, появилась в Нью-Йорке в 60-е годы XX века и постепенно стала повсеместно использоваться в Западных странах. В России же открытая планировка офисного пространства только набирает популярность. В чём же преимущества планировки open space по сравнению с классической кабинетно-коридорной системой?
Основным достоинством открытого офиса является значительная экономия денежных средств на аренду помещения и его ремонт. Формат open space позволяет наиболее эффективно и рационально использовать офисное пространство, задействует каждый свободный метр помещения. По мнению экспертов, в офисах обычного кабинетного типа эффективность использования рабочего пространства на треть ниже, чем в формате open space. Ещё одно преимущество open space заключается в сплочённости коллектива. Работая в одном помещении, сотрудники отождествляют себя с коллегами как с единым целым, с одной командой. Так, в администрации Перми ликвидируют двери, персональные принтеры и шкафы для бумаг, чтобы повысить мобильность и сплочённость своих сотрудников.
Посмотрим на примеры реализации этого принципа в офисах, спроектированных и обставленных с участием компании ЮНИТЕКС:
Рационально устроенный open space поделён на условные зоны, в которых находятся разные отделы, при этом наиболее «шумные» отделы находятся как можно дальше от отделов, сотрудникам которых требуется высокая сконцентрированность. Зачастую, при организации open space используют материалы с высокой степенью звукоизоляции, но определённый уровень шума будет неизбежным при таком устройстве офиса.
Существует множество различных вариантов того, как устроить офис open space. Например, в организации «Востокнефтетранс» офис разбит на небольшие комнатки по несколько сотрудников с использованием высоких перегородок:
В офисе компании LG столы расположены рядами, и сотрудники сидят лицом к лицу, разделённые невысокими перегородками. Подобное устройство обычно используется при организации call-центров:
«Р.О.С. Имущество» заполняет пространство группами по несколько рабочих мест, образованных крестообразно:
По данным «Российской газеты», человеку для эффективного труда необходимо 3.5 квадратных метра для рабочего места. При грамотной организации open space можно создать действительно качественный и функциональный офис.