Гарри Бертойя — «металлург» мирового дизайна.

 

Один из известнейших в мире специалистов по металлургии, скульптор, ювелир, музыкант и дизайнер, Гарри Бертойя за работой в мастерской собственного дома.

Уроженец итальянского города Сан Лоренцо, Гарри Бертойя появился на свет в 1915 году. Будучи в пятнадцатилетнем возрасте, он эмигрировал из страны. Первые 6 лет после иммиграции будущий мастер пожил в Канаде, а затем прочно обосновался в США, где окончил обучение в Cass Technical College (Детройт). Завершил своё образование Бертойя в Кранбрукской Академии Искусств (Мичиган). В 1943 году он переезжает в Калифорнию, где совместно со своими друзьями, супругами Чарльзом и Рэй Эймс, работает над созданием медицинских протезов и материалов для авиации. Кстати, он был шафером на их свадьбе и даже изготовил для молодожёнов обручальные кольца. Здесь нет ничего удивительного — несколько лет перед отъездом в Калифорнию Бертойя занимался производством ювелирных украшений, а также преподавал ювелирный дизайн всем желающим преуспеть на этом поприще.

Талант Гарри Бертойя был поистине неисчерпаемым и многосторонним. Как вы думаете, что это? Лично я так и не догадался, пока не прочитал в одном из источников, что это — брошь… Даже ювелирные украшения, созданные маэстро металлургического дизайна, были сплетены из проволоки)

В 1950-м году Бертойя заключает контракт с компанией Knoll Associates, Inc, для которой создаёт серию оригинальных кресел из проволоки, ставших впоследствии визитной карточкой дизайнера.

Проволочные кресла Бертойя и сегодня повсеместно используются. Их имеется превеликое множество разновидностей. Это, например — садовые кресла без покрытия.

А вот знаменитый проволочный стул Diamond, о котором сам Бертойя в шутку говорил так: «Если внимательно присмотреться, то можно понять, что этот стул сделан из воздуха. Видите, как пространство просачивается прямо через него?»

 

А это — каркасные кресла с полным покрытием поверхности отделочным материалом. Эта разновидность стульев предназначена для тех, кто любит помягче…

А это детские кресла, для которых можно выбрать покрытие любого цвета из широкого ассортимента.

Одним из отличительных свойств проволочных кресел Бертойя того времени было то, что все они были сделаны вручную. Дело в том, что в пятидесятых годах прошлого века ещё не было технической возможности создавать конструкции такой сложности в автоматическом режиме. Потому все свои стулья и кресла Гарри Бертойя варил собственноручно, используя при этом аппарат точечной сварки.

В наше время стулья Бертойя можно встретить где угодно: в кафе

…и барах,..

…парках...

 

…и ресторанах,

…в отелях...

 

…и просто дома.

Кресла, созданные Гарри Бертойя для Knoll Associates, пользовались такой популярностью, что обеспечили дизайнеру материальное благополучие, что позволило ему целиком посвятить себя скульптуре и изучению металлов.

«Мебельщик, ювелир, дизайнер мебели — меня можно назвать и так, но, в первую очередь, я скульптор. А моя главная страсть — это металлы».

Ведь, несмотря на то, что именно кресла сделали его широко известным всему миру, сам себя лично Гарри Бертойя всегда считал скульптором и очень радовался, когда его признавали именно в этом качестве. Одним из ярчайших доказательств его скульпторского таланта стала капелла Массачусетского Технологического Института, в оформлении которой Бертойя принимал активное участие, что превратило данное место во всемирную достопримечательность.

Массачусетский Технологический Институт — один из самых престижных технических в мире. Не менее знаменита и капелла института, созданная Гарри Бертойя.

Ещё одна грань таланта Бертойа — музыкальные скульптуры. Он создавал их, используя металлические рейки. Собранные из различных металлов, под механическим воздействием эти скульптуры издают музыкальные звуки, причём каждый из материалов имеет собственный «голос».

Музыкальные скульптуры Бертойя — фонотека металлов. Здесь звучат сталь и медь, бериллий и олово, бронза и алюминий, а также многие другие металлы и сплавы.

Сегодня увидеть и услышать музыкальные скульптуры Гарри Бертойя можно, посетив Чикагский Ботанический сад или же придя на площадь перед штаб-квартирой ООН в Нью-Йорке. Кроме того, скульптуры есть в экспозиции Нью-Йоркского Музея искусств Джонсона.

В своё время панно Textured Screen, созданное в 1954 году для Публичной библиотеки Далласа, вызвало много споров между сторонниками и противниками Гарри Бертойя, но в наше время оно является главным украшением этого заведения.

Свои скульптуры Бертойя использовал также и в качестве музыкальных инструментов. «Играя» на них, он записал целых девять альбомов, назвав свой проект Sonambient, который даже пользовался определённой популярностью среди ценителей такого рода музыки.

Таким образом, за 63 года своей жизни (скончался маэстро в 1978 году) Гарри Бертойя открыл себя во многих направлениях искусства, прожив яркую и интересную жизнь. И во всём, за что бы он ни брался, он достигал высокого мастерства.

 

 

Share and Enjoy:
  • Print
  • Digg
  • StumbleUpon
  • del.icio.us
  • Facebook
  • Yahoo! Buzz
  • Twitter
  • Google Bookmarks