«Банальный дизайн» Мендини. Яркий образ банальных вещей

Хотите пример дизайнера, который всю свою жизнь посвятил чистому искусству и просвещению масс? Это дизайнер-мыслитель Алессандро Мендини. Его антирыночные детища: редизайн, банальный дизайн и пуантилизм, попытки соединить китч с искусством. Эти элитарные изыски не пользовались большим спросом в нашем мире потребления. Самым продаваемым произведением дизайнера стала  кухонная Анна — серия штопоров, солонок и сахарниц с женским лицом. Анну дизайнер, по слухам, срисовал со своей возлюбленной.

Алессандро Мендини — дизайнер, архитектор, публицист и просветитель. Настоящий двигатель прогресса, чистого элитарного искусства. Он отдавался не столько дизайну вещей, сколько разработке новых теорий и концепций, не столько творил сам, сколько вдохновлял других. За свою жизнь он возглавлял несколько архитектурно-дизайнерских журналов, которые делал заметным явлением, рупором нового языка искусства. В 1970 году он стал главным редактором журнала Casabella и не только вывел его из кризиса, но и сделал передовым изданием, пользующимся мировым авторитетом. Журнал стал вестником итальянского проектного авангарда и радикализма. В 1980 году он возглавил журнал Domus, и из добропорядочного журнала получился еще один оплот «нового дизайна». Акцент на этот раз Мендини делал на «от кутюр» архитектурного авангарда.

Кресло «Сабрина» и стол «Макаоне»Мендини

Дизайнер собирает вокруг себя единомышленников, в том числе ателье «Алхимия», вместе с которыми делает массу программ, выставок, инсталляций-перфомансов на тему мебели (некоторые — с участием авангардных театральных трупп). Это яркое движение в искусстве называют «новым дизайном». Один из самых значимых и заметных проектов — «Банальный проект», который станет главной идеей и определит стиль Мендини на годы вперед. После нескольких лет бурной деятельности, в середине 80-х годов, Мендини увидел, что «новые дизайнеры» успокоились и начали склоняться к коммерческому искусству. Тогда он демонстративно ушел с авангардной сцены и стал работать уединенно, не будоража общественность новыми манифестами и лозунгами.

Коллекция «Mobili per Uomo» (Мебель для мужчин) из мозаичного 24-каратного золота, фабрика Bisazza (1997-2008 гг).

В это спокойное время Мендини с единомышленниками начинает заниматься более прагматичными вещами. Например, делает небольшие авангардные коллекции для известных производителей мебели, посуды, аксессуаров для дома — компаний Alessi, Cassina, Driade и других. Тогда было создано, например, самое знаменитое творение Мендини — кресло «Пруст» (ателье «Алхимия», 1980), мебель-растение «Kaktus» (ZANOTTA, 1981), кресло и кушетка «Сабрина» (Driade, 1982), серия столов «Макаоне» (ZANOTTA, 1987), коллекция декоративных паттернов — обивочных тканей, декоративных покрытий пола, отделочной плитки и масса других вещей. Кстати, вброс авангардных идей Мендини в массы продолжился в 90-е годы и не закончился до сих пор. Так, в 90-е для фирмы «Swatch» Мендини оформил множество офисов и разработал дизайн часов Cosmesis и Metroscape, в 21 веке работал над коллекцией «Mobili per Uomo» (Мебель для мужчин) для компании Bisazza.

Часы «Swatch» Metroscape и Cosmesis

Кухня и посуда дизайна Мендини, компания Alessi

В конце 80-х неутомимый деятель Мендини вновь появился на общественной сцене, возглавив журнал Ollo. Новаторский журнал был практически лишен текстов и строился только на подборе визуального ряда. Он считается самым ярким явлением в дизайне, визуальной коммуникации и информации того времени. Кроме того, в начало 90-х Мендини обратился к архитектуре. Одно из наиболее известных зданий архитектора – Гронингенский художественный музей (Гронинген, Нидерланды). При его создании он сотрудничал с известными дизайнерами Филиппом Старком, Микеле де Лукки, Купом Химмельблау и другими.

Музей Гронингена снаружи (первое фото) и изнутри

Дизайнеру-мыслителю Мендини принадлежит масса концепций-метафор и соответствующих им дизайнерских проектов. Среди них: «сентиментальный робот» (метафора современного человека — гиперчувствительного полуавтомата), «новая религиозность», «мягкий проект», «де-проект» (проектирование отсекающее, в противовес проектированию добавляющему), «черный дизайн» (непроницаемость будущего для прогнозирования и предвидения), «не-вещь» (мир без вещей), «вещи без возраста» (проектирование по ту сторону исторического потока времени).

Пример редизайна: венский стул в интерпретации Мендини (слева – стул 19 века, справа – вариант Мендини)

Сам дизайнер считает наиболее важными концепциями, которые на протяжении десятилетий влияли на его творчество, «редизайн» и «банальный дизайн». «Редизайн» — это идея преобразования привычных вещей — создание новых образов из известных, классических вещей. Например, одно из самых знаменитых примеров редизайна Мендини — кресло «Пруст». Раскидистое барочное кресло преподносится в новом прочтении: его классические формы сочетаются с психоделической раскраской в стиле пуантилизма. Такой дизайн, по мнению Мендини, должен выводить человека за рамки привычного и подталкивать к размышлениям.

Кресло «Пруст» (Proust), фабрика Cappellini

«Я очень люблю пуантилизм и варьирую его в разных объектах. Он настолько имматериален, что предмет становится легким и словно превращается в атмосферу, он не угнетает, а питает воображение человека», — так сам Мендини говорил о кресле «Пруст». Кстати, дизайнер может объяснять идейную подоплеку этого объекта каждый раз по-разному. Однажды он рассказал, что россыпь разноцветных квадратиков на обивке и раме — это человеческая память, хранящая множество самых разных воспоминаний. А вдохновением при создании кресла послужил роман Марселя Пруста «В поисках утраченного времени», страницы которого погружают читателя в глубины памяти писателя.

Комната Пруста в Гронингенском музее

«Редизайн» и «банальный дизайн» имеют одну основу — преобразование привычных вещей. «Банальный дизайн» — это новый, высокохудожественный, уровень китча. Большинство людей любят китч и живут в нем, замечает Мендини и считает китчевые предметы более человечными, чем стопроцентно дизайнерские вещи. «Мне всегда хотелось объединить дизайн низов и интеллектуальных верхов. Это и есть для меня «банальный дизайн». Когда я проектирую предмет, стараюсь открыть перед зрителем нечто ироническое и в то же время сакральное. Потому что предмет должен стать вашим другом, хоть и безмолвным», — так Мендини объясняет, что такое «банальный дизайн».

Хороший пример «банального дизайна» от Мендини — серия «Anna G» компании Alessi. Она была очень популярна в 90-е и продолжается пополняться и продаваться до сих пор. Это кухонные приспособления в виде человеческой фигурки с улыбающимся женским лицом: Анна-штопор, Анна-солонка, Анна-подсвечник. Вот кого действительно можно вообразить своим другом, особенно, если живешь в одиночестве. Не знаю, как вам, но мне такой китч нравится: это китч с «человеческим лицом».

Share and Enjoy:
  • Print
  • Digg
  • StumbleUpon
  • del.icio.us
  • Facebook
  • Yahoo! Buzz
  • Twitter
  • Google Bookmarks