Мебельная мода сделала виток — на выставке современной мебели в Нью-Йорке молодые, стильно одетые дизайнеры строгали стулья прямо на глазах у изумленной публики. Основным трендом выставки International Contemporary Furniture Fair (ICFF), которая прошла в Javits Center 18-21 мая, стала мебель ручной работы. Конечно, были яркие пластиковые стулья из вторсырья от именитых дизайнеров, нереально экономичные в производстве и транспортировке. Были мраморные столы и стеклянные полые стулья, наполненные маленькими бутылочками спиртного, и прочие мебельные красавцы и фрики. Но именно деревянную мебель ручной работы многие американские СМИ назвали основным трендом выставки ICFF. Основательная, удобная и красивая, почти классического вида, она стала протестом против безликого однообразия массового производства.
Вперед в прошлое — к ручному труду
Стенд с мебелью Брайана Фолка-Циммермана (Volk Furniture) из Бруклина (США) так вообще назвали самым выдающимся на ICFF, а его мебель — необычайно прекрасной. Действительно, мебель красивая, сдержанная, сделанная со вниманием к деталям. Ремесленник мистер Фолк говорит, что в своей работе старается соединять «красоту дерева и других материалов уникальными и вдохновляющими способами». Что же это за вдохновляющие способы? Ну, например, он помещает в твердое тело орехового дерева вкрапления латуни, а в центр столика из мореного дуба вставляет клавиши старинной пишущей машинки.

Суперполезный стул от Фолка: на высокую спинку можно вешать одежду, в ящик под сиденье класть полезные мелочи, вниз поставить ботинки (слева), столик с кнопками от пишущей машинки
Двое друзей-самоучек, которые организовали студию Hellman-Chang (Нью-Йорк), устроили ремесленную мастерскую прямо на выставке. Здесь они демонстрировали пораженным зрителям, как делают свою мебель из массива дерева. Способ вполне традиционный, но дизайн оригинальный и современный. Столы и стулья этой компании стоят в крупных отелях Ритц, Космополитен, в офисах компаний Сваровски, Сотбис и других.
Фанаты хорошего звука американцы Audio Symbol представили на ICFF свою мебель для хранения пластинок аудиосистемы, которые они делают вручную из массива американского ореха. Подчеркиваю, вручную собирают не только мебель, но и аудиосистемы! Их гордость — звукозаписывающая консоль, которая соединяет прелести аналогового звука с беспроводной системой передачи данных. Здесь можно слушать грампластинки, а повернув тумблер — проигрывать музыку с любого цифрового источника через Wi-Fi. Стоит такое чудо всего лишь 15 тыс. долларов.
Далека от классики, но также создана руками мебель Studio Dann. Для того чтобы сделать стул Corliss, мебельщикам пришлось вручную отлить алюминиевую спинку и соединить ее с сиденьем из клена. Этот стул они посвятили изобретателю Джорджу Корлиссу, который усовершенствовал паровой двигатель.
Друг природы мрамор
Еще один тренд, который был широко представлен на выставке — мрамор. Объяснить такой интерес просто: благородный и очень красивый материал, который довольно редко сегодня задействуется в мебельном деле, сразу привлекает внимание. К тому же, мрамор — это материал дружественный природе. А это очень важное условие для современных американских и европейских дизайнеров и архитекторов.

Эти столики на сетчатом основании от Blue Dot один из обозревателей назвал самыми крутыми на выставке

Трио столиков от Edwin Blue’s, мраморные полки «Пчелы и мед» в виде сот на дубовом основании от Christopher Roy
Картинки с выставки
А теперь немного об участниках выставки без особой системы или объединяющей темы. Расскажу о нескольких компаниях, делающих нетривиальную мебель. Много интереса на выставке вызвал обширный стенд компании Blue Dot из Лос Анжелеса. О них я уже упоминала выше — они представили на выставке мраморные столы. Blue Dot делают по-настоящему авангардную мебель — это касается и форм, и материалов — и, что важно, по доступным ценам (по меркам высокой мебельной моды). Возьмем, к примеру, представленный на выставке вариант их стула Real Good Chair из меди. Со временем он будет меняться, покрываясь патиной, и приобретет уникальный вид, став почти единственным в своем роде. Стул стоит около $300, металлические разноцветные варианты — вдвое дешевле.
Особо была отмечена компания Autoban из Стамбула. Кстати, она тоже частично задействует ручное производство. Шикарная мебель из массива дерева в отличие от предыдущего соседа по выставке отличается немалой ценой. На выставке они представили три предмета из своей новой коллекции: Tulip Lamp (Лампа-Тюльпан), Deer Armchair (Оленье кресло), которое, по словам основателей Сейхана Оздемира и Сефера Каглара (Seyhan Ozdemir и Sefer Caglar) навеяно тонкими и изящными оленьими ногами, а также Reedy Bookcase, книжный стеллаж, вдохновленный тростником (reed – тростник, англ.). Полочки и перегородки последнего можно переставлять, как и когда захочется.
Несмотря на то, что большинство дизайнеров и мебельщиков, о которых тут шла речь — американцы, я решила добить вас целым залпом американского дизайна. Это подборка разноплановых и разностилевых работ, чтобы вы могли сами составить какое-то впечатление о последних тенденциях американской мебельной моды. Здесь и обещанный вначале стул, заполненный бутылочками спиртного, и трон-подсвечник, и табуреты в виде мусорных корзин. В общем, все, что нужно для пестрого калейдоскопа впечатлений, который мы обычно уносим в голове с таких выставок. Представьте, будто бы вы действительно побывали в Нью-Йорке и прошлись по шумной выставке!

Шкафы в виде домиков, CoolKidsCompany, Майами, Флорида (слева), красивая кушетка сомнительного удобства компании Aswoon, Бруклин