Всем известно, что более 1/3 своей жизни мы тратим на работу. Большинство людей работают в офисах, которые вентилируются в основном только кондиционерами. Порой нам не хватает кислорода или просто глотка свежего воздуха. А ведь в современных экономических условиях так важно поддерживать высокую работоспособность.
Специалисты утверждают: для того, чтобы человеку на работе было комфортно и уютно, нужно, не только поставить удобную эргономичную мебель, учесть такие детали, как: цвет стен и пола, определенное освещение, оптимальную температуру воздуха, но и использовать растения для улучшения окружающей среды, особенно в изолированных от естественной растительности пространствах. И в скучные офисные интерьеры ворвалась революция, под названием Фитодизайн!
ФИТОДИЗАЙН — от греческого phyton — растение и английского design — проектировать, конструировать. Целенаправленное научно обоснованное введение живых растений в дизайн интерьера офиса и оформление других помещений с учетом их биологической совместимости, экологических особенностей, способности к улучшению качества воздуха в помещении. Мастерски подобранные растения и их правильное сочетание окажут максимальную пользу на физическое и эмоциональное состояние человека. Это и является главной целью фитодизайна.
Поговорим об истории возникновения такой деятельности, как Фитодизайн.
В процессе эволюции человека, протекавшей в неразрывной связи с окружающей средой, возникла прочная жизненно важная зависимость человека и растения. Люди издавна стремились приблизить к себе растения, украшая ими жилые и рабочие помещения, накоплен большой эмпирический опыт озеленения интерьеров.
Первые сведения о культивировании декоративных растений в искусственных условиях умеренной климатической зоны приписываются Альберту Магнусу, который в 1240 г. оборудовал у себя в доме своеобразный зимний сад, используя для содержания в помещении высших растений, цветочные горшки.
В России первые оранжереи были построены во второй половине XVI ст. в Москве, а в начале XIX ст. в ботанических садах Петербурга и Москвы оранжереи стали использовать с научной целью.
В Никитском ботаническом саду, основанном в 1812 г., уже через 10 лет была оборудована оранжерея, в которой на то время имелось почти полторы тысячи штук тропических растений, в Петербургском ботаническом саду количество тропических видов не уступало таковому Лондонского и Берлинского ботанических садов, а по числу ароидных, бромелиевых даже превосходило данные ботанические сады.
Именно ботанические сады способствовали выявлению и всестороннему изучению новых видов и форм растений и дифференцированному отбору их для использования в сельском хозяйстве, садоводстве, а также для украшения садов, парков и интерьера жилых помещений, поэтому и не удивительно, что идея фитодизайна зародилась, сформировалась и вылилась в целенаправленную работу именно в ботаническом саду.
Во второй половине XIX ст. многие ученые (М. И. Шлейден, А. Регель) писали о возвышенном влиянии на человека различных растительных форм и физиономических растительных сочетаний. В современной специальной литературе также постоянно указывается на присутствие такого чувственно-эстетического подхода при создании ландшафтных парков.
Глубокий философский смысл вкладывали в свои искусственные сады мастера Китая и Японии. Они приписывали природе мысли, намерения и сверхъестественную силу. Мастерство их так велико и своеобразно, что многие российские и зарубежные специалисты занимаются его изучением. Изучается также древнее чувственно-эстетическое искусство Японии икебана.
В настоящее время в помещения различных типов широко вводят различные красивоцветущие, декоративиолиственные и плодоносящие растения. Это обусловлено архитектурными особенностями современных зданий и в первую «очередь — сплошным остеклением наружных ограничений (стеклянные стены, лоджии, террасы, веранды, внутренние дворики, галереи) — архитектурными приемами, способствующими повышению освещенности интерьеров. Преобладающая роль озеленения в художественно-декоративном оформлении современных интерьеров привела к тому, что оно стало активно влиять на характер интерьера, формировать его.
Эстетическая роль и психологическое значение присутствия растений в помещениях создали предпосылки для интенсивного изучения тропических и субтропических растений с целью массового введения их в интерьеры различных типов. Эти растения более пластичны, легче приспосабливаются, чем представители умеренной зоны, к микроклиматическим условиям помещений (поскольку данные условия в некоторой степени близки экологическим условиям естественных мест обитания) и, что немаловажно, все они вечнозеленые растения.
Научно-технический прогресс оказывает влияние на все стороны жизни современного человека. Если в начале XIX ст. в мире насчитывалось не более 50 городов с численностью жителей свыше 100 тыс. человек, то в настоящее время в городах проживает более 20% населения земного шара. Города будущего должны стать гармонической средой, в которой человек сможет жить полнокровной жизнью: продуктивно трудиться и полноценно отдыхать. В таких городах обязательно присутствие элементов живой природы. Так пришла идея создания живых стен – фитостен или фитопанелей, а также зеленых картин и фитомодулей.
Эта простая до гениальности идея вертикального сада принадлежит французскому ботанику и дизайнеру Патрику Бланку, долгое время изучавшему тропические дождевые леса. Образцом для него стала сама природа. Например, в Малайзии 2,5 тыс. видов растений находят место для жизни на самых разнообразных поверхностях и без всякой почвы. Первую зелёную стену из тысяч растений Бланк создал в 1988 году. Одно из самых известных творений, его своеобразная визитная карточка, расположено на фасаде парижского Музея на набережной Бранли. Стена площадью 800 кв.м полностью «заросла» травой, мхом, цветами, лианами и даже кустарником. Знание ботаники помогает Бланку формировать наиболее эффектные композиции из растений, хорошо уживающихся друг с другом.
Теперь Висячие сады Семирамиды дома, в офисе или любом другом помещении – это реальность!
Уникальные живые полотна П. Бланка сразу были признаны настоящими произведениями художественного искусства. В то же время, как выяснилось, у идеи есть огромный практический потенциал. За более чем 30 лет П. Бланк разработал свою технологию создания вертикально цветущих клумб и зелёных стен. Руководствуясь ею, можно вырастить на любой поверхности подлинный сад. К стене крепится металлическая рама, на которой, в свою очередь, устанавливается пластиковый каркас с высокопористыми полиамидными пластинами, по внешнему виду и фактуре напоминающими войлок. В него имплантируют семена. В дальнейшем там же пускают корни растения.
Первоначально посчитали, что зелёные инсталляции, прежде всего, отличный способ оживить городскую среду, сделать её привлекательнее и комфортнее для человека. Довольно скоро вертикальное озеленение стали с успехом использовать и как элемент внутреннего убранства музеев, выставочных залов, деловых центров, офисов, магазинов. На Западе фитостены уже давно пришли и в частные дома. Сегодня в Европе уже появились в продаже отдельные части конструкций и пособия по созданию «зелёных стен» в домашних условиях. Материалом для вертикальных газонов служат растения самых разных видов и сортов. Сплошная вертикальная стена из консервированных растений полностью меняет представление о пространстве. Ковер из сплошной зелени производит потрясающее впечатление и создаёт ощущение оазиса живой природы в любом помещении.
От Запада не отстает Восток. На фото ниже можно видеть как зеленые стены используются в концертном зале г. Тайпей (Тайвань).
В дальнейшем мы поговорим о том, каким может быть фитодизайн в офисах. Я покажу вам фитомодули, фитостены, зеленые картины и т.д.