Одно время решающим фактором
производства была земля, затем капитал.
Сегодня решающий фактор –сам человек и его знания.
Иоанн Павел II.
В предыдущих статьях об организации современных офисов мы уже познакомились с тремя категориями участников бизнес-процессов: Якорями, Посредниками и Собирателями. Сегодня мы заканчиваем цикл статей и остановимся подробно на последней категории, называемой «Навигаторами».
Навигаторы — это сотрудники, проводящие большую часть своего времени вне офиса, вернее даже не имеющие постоянного стационарного офисного помещения, в котором была бы сосредоточена львиная доля их должностных обязанностей, и не имеющие своего постоянного рабочего места. Скорее, навигаторы — это сотрудники, связанные с той или иной организацией некими контрактными обязательствами на выполнение определенного рода работ, оказания консультаций, проведения обучений, презентаций, конференций, коучи, то есть это работники индивидуального труда в рамках системы взаимоотношений между компаниями.
Главными обязанностями Навигаторов являются передача информации в коллективной или индивидуальной форме, общение, разработка системы новых знаний, ноу-хау и внедрение этих ноу-хау в деятельность той или иной компании. Поэтому можно считать, что в большинстве своем для осуществления всех этих действий Навигаторы будут использовать два типа помещений: переговорные комнаты и конференц-залы (или учебные аудитории).
Мегатрендом развития современного общества западные исследователи считают переход от коллективного труда к индивидуальному.
Специалисты все больше выделяют для себя основные преимущества свободного распределения рабочего времени по индивидуальному графику, в результате чего получаются своеобразные «мини-бизнесы», где один человек целиком и полностью ведет свой собственный проект от начала и до конца. Все более популярным становится не только индивидуальный труд, но и индивидуальный отдых, а именно программа отпуска, сформированная под конкретного туриста и его предпочтения, вытесняя с рынка туристических услуг когда-то чрезвычайно популярные пакеты «все включено».
Люди самостоятельно планируют свои выходные и рабочие дни и часы, гибкие рабочие графики, при этом офисы компаний являются всего лишь связующими звеньями всех этих потоков и направлений деятельности сотрудников.
При всем при этом индивидуально работающие сотрудники постоянно ищут возможности контактов с такими же своими партнерами или коллегами, клиентами, поставщиками услуг и товаров. Стремительное развитие активности в социальных сетях (профессиональные группы) еще больше укрепляет и углубляет данную тенденцию.
Индивидуализация и коллективный дух (столь хорошо знакомое нам понятие) в данном случае не противоречат друг другу, потому что сильная личность является предпосылкой к формированию сильного коллектива. По образу и подобию спортивной команды, где чем лучше, сильнее и подготовленнее каждый игрок сам по себе, тем в итоге более эффективно и результативно выступит вся команда.
Сотрудники-индивидуалисты (или мы их теперь называем «Навигаторами») стремятся найти для себя правильное, подходящее и стимулирующее активную деятельность сообщество. Интернет очень четко показывает, как сегодняшние виртуальные сети меняют жизнь людей. Люди объединяются в коллективы единомышленников в социальных сетях, и продолжают таким образом уже совместную деятельность, основанную все на той же индивидуальной работе и индивидуальном вкладе каждого участника по отдельности.
Еще одним очень важным трендом можно считать усиленное внимание к эстетической составляющей, ну или проще говоря, к дизайну всего того, что окружает специалиста в его деятельности, в том числе и предметов мебели, и предметов интерьера, и технических средств. При этом компании, инвестирующие в дизайн, в итоге получают больший доход от своих инвестиций. Как сказал оригинальный мыслитель XX века Николас Гомез Давила, «если мы хотим, чтобы что-либо продолжалось, мы боремся за красоту, а не за эффективность».

Аудитория Университета Dexeus Барселона. Институт молекулярной генетики Академии наук, Прага. Автор - Figueras (Испания)
В следующий раз я подробно остановлюсь на современной мебели для конференц-залов, в том числе конференц-краслах, которые предлагает ЮНИТЕКС.
Окончание следует…