13 стульев или шедевры биомимикрии

Про выставку Moscow Design Week 2011 я узнала от знакомого дизайнера. Хотела сходить, но за неделю не собралась, даже в выходные было полно дел. Выставка прошла мимо. Увидела только статеечку на нашем блоге в ЖЖ и узнала от наших, кто там был, что кое-что осталось и после окончания выставки. В Музее Архитектуры на Воздвиженке находится экспозиция, собранная Ли Эделькорт и посвященная биодизайну. Причем экспонатами были кресла, то есть предметы нашей предметной области :) .
Так что я сходила, все сфотографировала и могу поделиться впечатлениями. А также тем, что узнала по этому поводу от знакомых и из Интернета.

Выставка называется: «Органический дом. Биомимикрия в дизайне и архитектуре».

Общее впечатление: впечатляет! Очень необычно, непонятно из чего сделано и, чтобы понять, хочется потрогать руками. Похоже, что не только мне – на всех подиумах наклеены запрещающие знаки. Как я поняла, многие кресла госпожа Эделькорт позаимствовала из музеев мира. Так что вещи это ценные, а стоят по сути без присмотра.

Итак, экспонаты по порядку:

1. Алехандро Серон «Прекрасная путаница» (Beautiful mess)

"Биокресло" Алехандро Серона.

Этот голландский испанец сотворил композицию из гнутой арматуры, покрытой чем-то, на ощупь похожим на резину (все-таки я потрогала!). Не сразу, но догадалась, что это не один предмет, а два. Второй по отношению к первому типа детеныш. В доказательство того, что их двое, я немного подвигала «детеныша» и сфотогрофировала в разных «позах». Как на всем этом сидеть – представить невозможно. Остается верить фотографии, приведенной в начале и взятой с сайта AlejandroCeron.com. Но даже, зная фотографию, не понимаешь, куда здесь сесть, чтобы сразу не упасть. Едва удержалась от того, чтобы попробовать.

2. Питер Дондерс «Идея летучей мыши» (Batoidea)
Еще один дизайнер из Голландии представил стул, отлитый из аллюминия. Из авторского сайта  PeterDonders.com видно, что Питер — большой мастер в 3D-моделировании. Я думаю, что именно это позволило ему и придумать и воплотить такую форму. Кстати, на вид стул скорее похож на пластмассовый.
А вот здесь можно увидеть, что стул тоже не одинок: имеется подставка для ног в том же стиле и даже стол.
Из обращения кураторов выставки Лидевью Эделькорт и Филиппа Фиммано:
Вступив в новое тысячелетие, в новую эру экологических методологий, наша цивилизация вошла в стадию переопределения своего места под солнцем – как в философском, так и в технологическом смысле. Будучи доминирующим биологическим видом, мы, тем не менее, рано или поздно должны будем научиться жить в симбиозе с природой, учитывая не только ее совершенные формы, но и беря на вооружение ее усовершенствованные техники. Наш сегодняшний архаичный способ существования, несомненно будет преобразован в суперпродвинутый образ жизни, в котором мы станем связаны с животным миром на совершенно ином, нежели сейчас, уровне. Ведь в конечном счете человеческий род есть часть животного мира.

Прочитав эти умные фразы, самое время перейти к изделию из… навоза.

3. Карин Франкенштайн «Навозный стул» (Cow dung chair)

Карин Франкенштайн (Cow dung chair)

Эта дама из Швеции творит из совсем уж натуральных материалов. На вид похоже на керамику, но по составу это что-то вроде папье-маше на основе бумаги. Кроме бумаги, в  составе имеются:  глина, песок, торф, солома, мел, картофельная ботва и это самое, коровье… Вобщем, все, что можно подобрать с земли в родной деревне. Автор утверждает, что такая мебель очень функциональна, но меня как-то не тянуло сесть в это сооружение. Зато я сразу поверила, что этот «трон» легко разлагается, не оставляя экологически-вредных отходов.
На сайте KarinFrankenstein.se можно увидеть разнообразные опыты Карин с природными материалами.

Животные созидают архитектонику пространства, основываясь в первую очередь на их образен жизни, обусловленном географическими и климатическими особенностями, используя при этом доступные в этой местности материалы и усовершенствованные врожденные навыки.
Ли Эделькорт , Ф. Фиммано

4. Пит Хейн Еек  «Стул из толстых брусьев» (Chanky beam chair)

Очередной голландский  дизайнер тоже продемострировал, как можно использовать вроде бы ненужный хлам, чурки, правда внушительной толщины. Пит вроде как купил старые брусья без конкретной цели. Потом через несколько лет он придумал делать из них мебель. Сделал 6 предметов — и брусья закончились. Он утверждает, что хотя на вид все очень просто, но созданию предшествовал долгий творческий процесс и эксперименты. Мне это кресло напомнило скамейки в нашем лесопарке.
Мебель из чурок и другие работы Пита можно найти на его сайте PietHeinEek.nl

5. Мартин Валлин «Секретный клуб» (The secret club house)

Не уверена, что мой перевод правильный. Наверное, название отражает идею, что это такое место, в которое хочется спрятаться и там жить. Действительно, это первое кресло, в котором хочется посидеть. Оно очень домашнее и ассоциируется с детской люлькой.  Сделано из массива натурального дерева (сосна).

Зачем здесь рогатка, каждый волен домыслить сам. Кресло, вроде бы взято в производство, но пока не производится
Другие работы молодого шведского дизайнера можно увидеть здесь: www.maav.se

6. Начо Карбонелл «Стул Эволюции» (Evolution chair)

Мне показалось, что этот объект любят показывать чаще всего, иллюстрируя эту выставку. Такой как бы ее символ.
Здесь опять-таки все не просто так, а с идеей. Опять убежище, в котором следует прятаться от агрессивных потоков информации и приводить свои мысли в порядок. Причем убежище сделано как бы из этой самой переработанной информации, то есть  из бумажной мукулатуры. Точнее, из переработанной макулатуры делается материал для лепки. Сам «стул» имеет железный каркас, который обтянут тонкой проволокой, создающей в разных местах основу разной структуры. На эту основу и намызывается «глина» из переработанной бумаги. Да, вот еще что: бумага перед переработкой сортируется по цветам. Так что  Начо утверждает, что и краска тоже утилизуется и повторно используется.
Фотографии, на которых показано, как этим может пользоваться человек, можно увидеть на сайте Nacho Carbonell. По-моему, не очень убедительно, и меня, в отличие от «Секретного клуба», в эти объемы прятаться не тянет.

Назначение последнего из показанных шедевров следует из его названия: Evolution Lover’s Chair. Так что на этом кадре — «испанская любовь с биомимикрией»
А вот здесь Вы можете увидеть данный шедевр в ряду самых уродливых дизайнерских «находок» 2008 года.

Их (животных) условия существования предполагают уважительное отношение к природе, использование биоразлагающихся материалов, самодостаточность и интеграцию в окружающую среду, что является их естественным состоянием и происходит естественным образом. Удивительно то, что естественное шестое чувство является творчески-модифицированным и может дать результаты футуристического, эргономичного и аэродинамического объема.
Ли Эделькорт , Ф. Фиммано

7. Нендо «Стул-капуста» (Cabbage chair)

Это симпатичное сиденье неспроста посадили в стеклянный ящик. Видимо, несмотря на двойной(!)  знак «Не лапать!», не многие могли удержаться от соблазна. Я бы точно потрогала, потому что внешне не угадаешь, как оно сделано и из чего.
Всем, кто, как и я, так и ушел, не разгадавши, показываю, что нашла на сайте Nendo:

То есть, это множество листов бумаги, скрученных в рулон, отвернутых, как листья капусты, и разрезанных на полоски. Опять бумага! Вот он — главный материал будущего. А что: если основная задача — без проблем разложиться, то лучше бумаги ничего нет, разве что cow dung :) .
Модель оказывается очень практичной и прямо напрашивается на массовое производство. Как я поняла, здесь используется чем-то пропитанная гофрированная бумага — побочный продукт производства плиссированных тканей. Японцы уже прикинули, что поставлять потребителю эти «кресла» можно прямо в рулонах: пусть сами режут себе в нужные размеры, отгибают и т.д. — вобщем, получают дополнительное удовольствие. Кресло держит форму и комфортно для сидения.

8. Студия JOB «Каменный диван» (Rock sofa)

Хоть он и «каменный», но на самом деле — из жести, я проверила. Ноготком постукала. Тихий звон разбудил надзирательницу, и мне было сделано замечание. А хотелось бы попробовать в него сесть. Форма, вроде, удобная. Но металл! Интересно, прогибаются ли сиденье и спинка или они совершенно жесткие. На жестком никто сидеть не станет. А еще, наверное, холодно.
Но по идее — это опять убежище. Психологическое впечатление защищенности вроде как должно усиливаться от того, что это железо (или, скорее, медь). Как будто броня!

9. Вернер Айсслингер «Сеть» (NETwork)

Тоже симпатичные вещицы и тоже хочется их попробовать. Если я правильно поняла на сайте http://aisslinger.de, сделаны они из ткани: соединение новых компьютерных технологий и старых немецких традиций шитья. Сделано так: разработали 3D-модель, потом компьютер создал ее плоское отображение. Оно потом управляло машиной, которая вязала узор в ткани. Потом лишнюю ткань удалили и осталось только придать плоской «шали»  объем. Эти картинки более-менее отображают суть дела:

Aisslinger NET-work

Вот это вещи позитивные. По-моему, очень практично: и складывать можно и форму менять, так, чтобы сидеть было удобнее. Если это делается промышленным способом, то почему бы не наладить массовое производство этих «авосек» ? Одно осталось непонятным: что это за ткань, что может жестко хранить форму?

10. Франсуа Брумен «Стул №72″ (Chair #72)

Этот стул производится путем спекания полиамидной  пудры. Судя по виду, он легкий. Не знаю, насколько удобно в нем сидеть, но смотрится приятно и должен вызывать ассоциации с пчелиными сотами. С сайта http://in-flexions.com/ я узнала, что автор предполагает производить эти стулья штучно, начиная с того, что будущий обладатель сам делает какие-то простые действия с компьютерной моделью, что-то там регулирует. В результате каждый  стул имеет свой неповторимый узор сетки.
Надзирательница зала уважительно назвала мне цену этого экспоната. 36 тысяч евро, если правильно помню. Это самый дорогой экспонат или нет — я не в курсе. Но понятно, что офисные кресла с такой ценой в  ассортименте ЮНИТЕКС вряд ли появятся.

В будущем наш образ жизни, как и у животных, будет определять необходимость в таком жилище, в котором будет удобно созерцать, размышлять, зимовать, спать, производить потомство. Эта концепция, облеченная новыми технологиями и продиктованная необходимостью коллективного группирования, даст нам возможность наслаждаться гармонией новой жизни.
Ли Эделькорт , Ф. Фиммано

Подвожу итоги:
Созерцать, размышлять, зимовать, спать, производить потомство — все это очень приятно (в понедельник утром особенно хочется зимовать). Мебель из материалов, которые легко разлагаются в природе — наверное, полезна для здоровья. Идея биомимикрии в смысле сходства с природой — интересна для дизайнеров. Она дает им широкое поле для выдумки.
А есть ли среди этих очень разных и необычных стульев такие, которые могут «в жизни пригодиться»? Чтобы они были предназначены для массового производства, доступны по цене и удобны для сидения в них?
Я считаю, что такие есть. Их тут три: плетеный из дерева («Секретный клуб»), скрученный из бумаги и сетка. В последних двух к тому же решена проблема регулировки «под себя». Мы, как продавцы мебели для офиса, знаем, что такие регулировки — важнейший момент при выборе кресла. В этих креслах регулировка происходит совершенно оригинально, «естественным» путем без специальных механизмов. Здесь уже не только дизайн, здесь изобретения! Надеюсь, ребята их запатентовали.
Жаль, что не удалось потрогать и посидеть.

Если Вы внимательно прочли мой рассказ, начиная от заголовка, то резонно спросите: — Почему в заголовке 13 стульев, а перечислено 10?

А потому, что в этом же Музее Архитектуры находится еще одно выставка (билет общий) — основоположника биодизайна Луиджи Колани. На ней почти нет предметов, только концепты, макеты и экранные демонстрации. Из предметов только кресла для отдыха достаточно необычной формы. Я пыталась узнать, это тоже экспонаты от Луиджи или просто так стоят. Точного ответа не получила, но сказали, что садиться на них можно. Я, конечно, попробовала. К удивлению своему почувствовала, что мне на них не очень удобно.

Вы можете попробовать сами и поспорить со мной. Ведь обе выставки открыты до 30 ноября.

Share and Enjoy:
  • Print
  • Digg
  • StumbleUpon
  • del.icio.us
  • Facebook
  • Yahoo! Buzz
  • Twitter
  • Google Bookmarks