В предыдущей части мы произвели экскурс по Прошлому. Вернемся к нашему Порталу Времени и заглянем в недавнее Настоящее. Как менялись стол и кресло с начала ХХ века по нынешнее время?
В это время в русскую культуру вошел новый стиль под названием Модерн (ар нуво от фр. art nouveau – новое искусство, от англ. modern style – современный стиль) — эстетическое осмысление материалов: стекла, металла, дерева.
Обтекаемость контура, нарушение симметрии, беспокойная линия контура, резьба в виде сглаженного рельефа с матовой полировкой, свобода композиционного решения декора и условность трактовки элементов характерны для мебели этого времени. Основные мотивы украшения мебели — стилизованные цветы и травы с длинными изогнутыми стеблями и листьями. Вводятся новые сорта дерева, ранее использовавшиеся редко: бук, серый клен, ясень. В отделке широко применяются штампованный металл и мозаика из цветного стекла на латунном каркасе. В обивке модными становятся серо-зеленые, сиренево-розовые и желто-зеленые полутона; часто используется техника аппликации.
Для стульев этого времени характерны спинки в виде тех же контуров, что и в мебели, но уже стали появляться стулья со сквозной решеткой и вертикальными вытянутыми делениями. Поверхность дерева часто покрывалась эмалевой краской цвета слоновой кости, а сиденья и спинки обтягивались тканями с вышитыми на них блеклыми розами и др. цветами.
Стиль Модерн стал последним для царствовавшей почти триста лет на Руси фамилии Романовых.
В предреволюционный период получило распространение сочетание неоклассицизма с присущей ему строгостью композиционных решений и модерна.
Неоклассицизм — ретроспективный стиль. Появился, как антитеза декоративной переизбыточности модерна. Опора на классику, соблюдение классических пропорций. Стремление к уюту, гармонии. Характерные украшения: листья, раковины, архитектурные фронтоны, античные фигуры. Мебель легкая, изящная, прямые линии.
В нашей стране, после Октябрьской революции 1917 и гражданской войны 1920 годов, со сменой политического строя меняется и отношение к мебели, как к таковой. Это коренным образом отличило развитие стилей в искусстве, архитектуре России от Америки и стран Европы, которые продолжили свое развитие в создании дорогой, помпезной мебели. Например в стиле Арт деко.
Это направление возникло во Франции в 20е-30е гг. ХХ века. Но окончательно сформировалось как стиль и обрело популярность к концу 60-х гг. Свое название (ArtDeco) было получено от выставки декоративных искусств и ремесел, проходившей во Франции в 1925г. Стиль этот создает особенное настроение в пространстве — это атмосфера эпохи ретро, роскоши, легкомыслия, бодрости и возбуждения.
Со времени своего возникновения, Арт Деко покорил всю Европу, стал классическим для США, но только-только приходит в Россию.
Мебель в стиле Возрождения, да и вся другая мебель, с ее красивой, вычурной резьбой и инкрустацией стала являться в послереволюционное время уделом роскоши и богатства, поэтому почти вся она была безжалостно уничтожена или использована в виде дров для обогрева холодных помещений. На смену приходят простые, грубо сколоченные столы на четырех ножках с перекладинами по периметру. Они покрывались зеленым сукном и были многофункциональны. Такие столы использовали в виде трибун, рабочих столов, столов для принятия пищи, столов для заседаний и т.д.
Началась эпоха постреволюционных стилей конструктивизма и функционализма (1917 — 1928)
Конструктивизм принято считать русским (советским) явлением, возникшим после Октябрьской революции в качестве одного из направлений нового, авангардного, пролетарского искусства, хотя, как и любое явление в искусстве, он не ограничивается рамками одной страны.
В условиях непрекращающегося поиска новых форм, подразумевавшем забвение всего «старого», новаторы провозглашали отказ от «искусства ради искусства». Отныне искусство должно было служить производству.
Функционализм был заложен в 20-30 годы, немецкой школой дизайна Баухаус. где в то время творили самые продвинутые и смелые дизайнеры, бросившие вызов прежней эстетике, выражавшейся в господствовавшем тогда витиеватом модерне, в виде лозунга, гласившего: «форма должна подчиняться функции».
Полное отрицание излишней декоративности. Дом – это машина для жилья, поэтому интерьер строится по принципу функциональности. Используемые материалы: сталь, стекло, гнутое дерево, кожа, пластик. Любимые цвета: черный, белый, коричневый, серый и хром.
Мебель может иметь прямоугольные лаконичные формы или смягченные пропорции, когда кресло в точности повторяет линии спины и рук сидящего. В любом случае эта мебель всегда узнаваема, ее отличают ясные, лаконичные и законченные формы .
В России этот стиль довольно быстро прижился. И не то, чтобы он особенно пришёлся ко двору самому народу, а больше он удовлетворял тогдашнюю власть, стремившуюся после Октябрьской революции как можно быстрее отречься от пошлой буржуазной жизни, проявлявшейся и в интерьере. В те времена «строители коммунизма» украшали свои жилища простейшей мебелью строгих геометрических форм, которая была лишена даже минимального декора.
А в Западном полушарии функционализм (вместе с переместившимися туда в 30-е годы корифеями Баухауса) дал начало стилю минимализм.
Его «золотой век» пришёлся как раз на те «революционные» 60-е годы, как противопоставление буржуазной помпезности. Создание интерьеров по принципу «ничего лишнего» подразумевало наличие минимума декораций, монотонность цветов и отсутствие всевозможных утомительных визуальных эффектов. Именно такие интерьеры были по вкусу передовым умам середины прошлого века. Этот стиль благополучно дожил до наших дней. Здесь на блоге о нем уже подробно писала Барби. Добавляю к ею сказанному картинки с сайта, где Вы тоже можете почитать про минимализм (в основном применительно к домашней мебели).
А Вас ждет следующий вход в Портал Времени, где Вы встретитесь с мебелью наших дней.