История российской мебели: творцы и ремесленники 19 век

Генрих Гамбс и стиль «жакоб»

Полет мысли Воронихина, Росси и других талантливых архитекторов воплощал в реальность Генрих Гамбс, который юношей приехал в Санкт-Петербург и основал там свое дело в конце 19 века. Мастерские немецкого мебельщика просто поражали невиданным по тому времени размахом. Во-первых, мастерские выполняли огромное количество заказов на убранство дворцов – работая как по экскизам Воронихина, Росси и других дворцовых архитекторов, так и разрабатывая свои собственные, оригинальные модели. А во-вторых, они занимались и производством массовой мебели высокого качества.

Это бюро принадлежит к числу самых технически сложных изделий Генриха Гамбса, работа над ним продолжалась около 20 лет. Мастер создал его для демонстрации своих возможностей в мебельном деле и в механике. В бюро вмонтировано складное кресло, которое выдвигается под музыку Моцарта, исполняемую механическим органом.

Туалетный столик, столик для рукоделия, украшенный вышивкой (по проекту Воронихина), дамское бюро

Именно с мастерской Генриха Гамбса связано появление в России оригинальной мебели в стиле «жакоб». «Жакоб» – это мебель из красного дерева, преимущественно строгих форм, декорированная латунью. Она создавалась, как считают историки мебели, в подражание французским образцам, а затем приобрела собственные узнаваемые черты.

Бюро и кресло из мастерских Гамбса, в которых прослеживаются мотивы стиля "жакоб", 1800-е

Предметы мебели в стиле «жакоб», простые по форме, дешевые в производстве и в то же время эффектные внешне, сразу стали очень популярны в России. Бюро и комоды, шкафы и столы, кресла и стулья стали тысячами копироваться другими, менее даровитыми мебельщиками, зачастую в более упрощенных и дешевых вариантах, и распространяться по городам России.

Мебель в стиле «жакоб» серийного производства, первая половина 19 века

Так было положено начало почти серийному производству массовой, относительно недорогой мебели. Мебель «жакоб» продержалась в моде почти до конца 19 века, до Александра III (правил с 1881г. до 1894г.). А фабрика, основанная Генрихом Гамбсом, дело которого переняли наследники, просуществовала до самой революции, продолжая создавать мебель высочайшего качества.

Камердинерская во дворце, обставленная мебелью "жакоб"

Мастера русского модерна

В конце 19 века в России зародился еще один оригинальный, достойный внимания стиль, который до сих пор является излюбленным предметом охоты любителей антиквариата. Это мебель в неорусском стиле или в стиле «русский модерн».

Наиболее яркими мебельными центрами этого направления считаются подмосковное Абрамцево и Талашкино Смоленской губернии, чуть менее известен в этом качестве Сергиев Посад. Художественные центры в Абрамцево, Талашкино и Сергиевом посаде были созданы лучшими живописцами и архитекторами того времени, которые воплощали в жизнь свои представления об идеальной мебели. Они изучали традиции русского искусства и, творчески переосмысляя их, превращали в элементы изысканного декора в стиле модерн.

Дубовая мебель из Абрамцево, по проектам Е.Поленовой, 1880-е

Над проектами мебели работали знаменитые художники — братья Васнецовы, Врубель, Билибин, Рерих и многие другие. Мастерские в Абрамцево возглавляла сестра известного художника Елена Поленова, а в Талашкино — талантливый художник и архитектор Сергей Малютин.

Мебель из Абрамцево. Стол (справа) создан в 1880-е, а табурет (слева) представляет собой более поздний, «продвинутый», вариант стиля модерн (1910 г). Этот предмет уже гораздо меньше напоминает традиционную русскую мебель (сравните со столом), национальные мотивы приобрели здесь более авторское прочтение

Мебель, сделанную в Абрамцево, отличала простота линий и изящество. Каждый предмет идеально продумывался на всех этапах создания, от столярной работы до украшения знаменитой абрамцевской резьбой. Тем не менее, здесь пытались делать и серийную мебель, однако это получалось с трудом, поскольку каждый шкафчик делался вручную и довольно долго.

Сергиев Посад, полка "Святое воинство" и шкафчик, проекты Н.Рериха, 1900-е

Талашкинская мебель относится к более позднему этапу модерна. Ей свойственны плавные линии, применение дополнительных (кроме дерева) материалов — металла или стекла, а также большего количества техник — резьба, выжигание, раскрашивание красками. Предметы мебели из Талашкино зачастую украшены сказочными мотивами — изображениями Жар-птицы, Бабы-Яги, летящей в ступе, и других сказочных персонажей.

Талашкино, шкафчик по проекту С.Малютина, зеркало по проекту А.Зиновьева, 1900 г.

Талашкино, полка с рыбами, шкатулка по проектам художника В.Бекетова, 1900-е

Как и сам модерн, мастерские в Абрамцево, Талашкино и Сергиевом Посаде просуществовали недолго. Абрамцево и Сергиев Посад прекратили работу вскоре после революции, а мастерские в Талашкино работали всего 5 лет — с 1903 по 1905 год.

Отзвуки мебельных стилей — классицизма, ампира, модерна, созданных российскими мебельщиками, можно встретить и в современной мебели. Охотно находки дореволюционных мастеров использовала и советская промышленность. Мебель «жакоб» мне, например, поразительно напомнила мебельный гарнитур, который стоял в спальне моих родителей в 70-80-х годах. У вас не было таких дежа вю? :)

Share and Enjoy:
  • Print
  • Digg
  • StumbleUpon
  • del.icio.us
  • Facebook
  • Yahoo! Buzz
  • Twitter
  • Google Bookmarks