
Вид ESB на рассвете со смотровой площадки Chrysler Building. Мачта башни для причаливания дирижаблей.
Заканчивая этот небольшой обзор (1 и 2), нельзя не упомянуть о самом знаменитом и самом высоком здании Нью-Йорка :
Empire State Building.
Строительство завершилось в 1931. Во главе проекта стояли Джон Раскоб (John J. Raskob) –вице президент «General Motors» и бывший губернатор штата Эль Смит (Al Smith). Проект был разработан архитектурной компанией «Шрив, Лэм и Хармон» (“Shreve, Lamb&Harmon”), а в проектировании верхней части принимали участие военно-морские силы США.
Во многом уникальное, с удивительной историей здание, оформлено с позиций Арт Деко довольно сдержано. Фасад выполнен из песчаника и гранита с алюминиевыми вставками.

Холл Empire State Building
Это холл, выходящий на 5-ю Авеню. Панно, на котором Empire State Building в металле и мраморе, устремляется в небеса. Высота холла соответствует 3-м этажам здания.

Лифтовый холл Empire State Building.
Лифтовый холл отделан мрамором и украшен 8-ю панно с изображением 7-ми чудес света и здания Empire State Building.
Сhrysler Building.
Самое узнаваемое здание Нью-Йорка было завершено в 1930г. Его 7-ми этажная пирамидальная крыша, нарезанная причудливыми полумесяцами новая интерпретация классического мотива Арт- деко – восхода солнца. В соревновании за самое высокое здание мира (а соревновались Wall Street 40, Chrysler Building и Empire State Building)архитектор Вильям Ван Ален (William Van Alen) одержал победу благодаря хитрости: он собрал и скрыл в куполе здания шпиль из нержавеющей стали, который затем был поднят, что и сделало сооружение самым высоким до постройки Empire State Building.

Башня Crysler-Building
Маленькие треугольные окна разрывают серебряную чешую башни. Материал, использованный для строительства — сплав хрома, стали и никеля. Chrysler –первое здание, где этот состав использовался во внешней отделке.
Выступы на 61-м этаже, ниже башни здания украшены стилизованными орлами.

Орлы на стенах
Холл Сhrysler Building отличают великолепные красные Марокканские стены и охристый мраморный пол. Все это подчеркивается янтарным ониксом и вставками из голубого мрамора. Мраморная отделка в сочетании с высокими потолками иллюстрирует богатство периода Арт-Деко.

Холл в Сhrysler Building
Впечатляют огромные фрески созданные Эдвардом Трамбаллом (Edward Trumbull) озаглавленные «Энергия», «Результат», «Мастерство» и «Транспортировка». Живопись прославляет современный художнику технический прогресс через яркие, энергичные образы.

Фрески Эдварда Трамбалла
Оформление дверей лифтов демонстрирует влияние экзотики Египта на стиль Арт-Деко. Собранные из привезенных со всех уголков мира древесных пород, все 32 лифта здания были спроектированы лично Ван Аленом, который утверждал, что все время наслаждался проектом.

Двери лифтов от Ван Алена
В Chrysler Building Ван Алена охвачены все элементы периода Арт-Деко: начиная со стилизованных черных, белых и серыхкирпичей в основании и насыщенных цветом мраморных холлов, заканчивая использованием новейших материалов и архитектурной дани компании Chrysler, выраженной в причудливых изогнутых линиях и захватывающей дух вертикальности.
Возникший в Париже и просуществовавший между 2-мя мировыми войнами, стиль Арт –Деко имел особую популярность в США. «Джазовый модерн», «Зигзаг-модерн», «Обтекаемый модерн». В отличие от аскетичного функцонализма, богатый орнаментами Арт-Деко легче прижился в архитектуре фасадов и интерьеров. В декорировании использовались благородные породы древесины, мрамор, часто с латуневой инкрустацией, пестрыми стеклами, цветным кафелем, а также орнаментами в геометрическо-экспрессивной форме.
Арт-Деко сформировал образ жизни людей в межвоенные годы, их манеру одеваться и разговаривать, путешествовать, работать и отдыхать. В его власти находились индустрия развлечения и сфера искусств. Его дух присутствовал всюду. Изящный дух.
Литература:
«New York DECO» Richard Berenholtz.
«История дизайна» С.Михайлов.