Бизнес центры класса… Часть 1: Rockefeller Centre

Статуя "Золотой Прометей" на площади Rockfelller Centre

 

Бизнес центр – знакомое и уже ставшее привычным словосочетание. Еще совсем недавно БЦ росли как грибы после дождя, знаменитые башни Сити, Пассажи и Плазы, более скромные комплексы и совсем, порой, нелепые здания, похожие на кулинарию во дворе смело украшались вывеской «бизнес центр».   В конце концов, все представляют, что это такое  снаружи и внутри, и особенно внутри… Прозаично, буднично и порой довольно уныло.
Не побоюсь выглядеть банальной (побоюсь, но не признаюсь) и в сотый раз скажу, что хочется праздника, сказки, воздуха,  полета и фейерверка!..  Я не ухожу от заявленной темы,  все — таки «бизнес центры», и не бойтесь,  не о резиденции Деда Мороза пойдет речь. Хочется поговорить о небоскребах Нью-Йорка (а Нью-Йорк – это праздник), о стиле Art Deco в интерьерах знаменитейших офисных зданий.

Мне посчастливилось побывать в Нью-Йорке. Меня как дизайнера привлекла возможность увидеть интерьеры знаменитых небоскребов, создавших облик города в 20-30-е годы прошлого века, таких как Rockefeller Centre, Empire State Building, Chrysler Building и др. Разумеется, я не смогла попасть внутрь всех этих зданий, но даже посещение только двух из них  заставило меня влюбиться в эти барельефы, фрески и мозаики. То, что я не увидела своими глазами, я прочитала в книжках, и хочу этим поделиться с читателями нашего блога.

Rockfeller Centre

 

Итак, в архитектуру, Арт Деко ворвался в полной мере около 1925 г., когда рост экономики и активность на фондовой бирже стимулировали беспрецедентное изобилие на всех уровнях: и культурном, и коммерческом.
Питала Нью-Йорк и иммиграция. Артисты, музыканты, писатели, строители и архитекторы нашли дом в городе с невероятно разнообразным населением и своим появлением оказали значительное влияние на все виды деятельности. Все было возможно в Нью-Йорке.  Нет больше готических «Соборов Торговли» или слоеного пирога классицизма: архитекторы и титаны промышленности были охвачены модерном.

Стиль Нью–Йорка эклектичен,  заимствованный из многих источников, он находился под особым влиянием «Парижской Международной выставки декоративного искусства и художественной промышленности», где кубизм пересекался с абстракционизмом и в результате открывал вторую волну модернизма. Другие европейские влияния, такие как Венский стиль и Немецкая экспрессионистская архитектура, проявились в деталях: на богато декорированных поверхностях, в цвете и драматическом освещении. Акцент делается на визуальном утяжелении стен и архитектурных формах, которые выглядят скульптурной массой  эстетически дикой геометрии, наполненной  мифическими и современными символами. С ростом зданий происходило и восхваление искусства, науки, промышленности, труда, торговли, нашедшее отражение во фресках, мозаике стен и потолков. Американский модернизм и  Арт Деко – эра, когда  соединяются упрощенные формы с богатым орнаментом.
Изменяя масштаб изображения крыш башен, на первый план выдвигаются грани пирамид, которые кажутся вырезанными из твердого камня, либо сложенными из массивных кирпичей или терракотовых панелей. Их дополняют телескопические круги нержавеющей стали короны Chrysler Building или  крылья,  поддерживающие мачту Empire State Building . Добавьте к этому влажные оттенки неба на закате или ультрамарин ночи.
Вблизи монументальные формы обнаруживают на себе множество декоративных элементов: решетки, фризы с орнаментами, или тематические скульптурные группы.

В первой части своего обзора я хочу рассказать о Рокфеллер-Центре. где мне довелось побывать и потом я поддерживала свои впечатления чтением купленных в Нью-Йорке книжек.

Декоративные элементы  Rockefeller Centre

В 1932г семья Рокфеллеров выделила $150,000 на оформление здания. И сотни художественных элементов от скульптур и картин до барельефов, таких как этот сейчас украшают здание Rockefeller Centre.

Бог торговли Меркурий в оформлении Rockfeller Centre

 

Изображение Меркурия, бога коммерции отражает интерес Джона Рокфеллера к международной торговле. Полный фрагмент показывает Меркурия, окруженного четырьмя элементами Земли и несущего четырем человеческим расам блага торговли и взаимопонимания.

Рельеф "Мудрость" в Rockfeller Centre

 

Стилизованный рельеф « Мудрость» создан скульптором Лии Лоури (Lee Lawrie).  Мудрость нисходит на нас в виде Звука (фото сверху) и Света (фото внизу).

Еще один из множества барельефов Лии Лоури

 

На барельефе изображена фигура мифического крылатого коня Пегаса, символа поэтического гения в сопровождении фигуры женщины и ястреба.

Шедевр Лии Лоури в Rockefeller Centre

 

Эта композиция размером 15.5х21.5 футов называется «Гении, разъясняющие человеку законы мироздания, создают циклы  образов и звуков». Начиная снизу на центральном фрагменте показаны: 4 нации, торговый корабль и фигуры, олицетворяющие искусство, науку и промышленность.

Помимо барельефов, в небоскребе можно увидеть фрески и мозаики, прославившие их авторов.

Фреске Хосе Марии Серта (Jose Maria Sert)

 

На этой композиции в новой интерпретации развивается классическая мифологическая тема. Здесь в образе героев труда славится современность.

Основное в изобразительном искусстве Rockefeller Centre – это аллегории. Почти все декоративные элементы, включая эти мозаики рассказывают о важности образования, просвещения, международной торговли, науки и искусств.

8 Мужская фигура у выхода на 1250 Авеню олицетворяет биологию; женская фигура - поэзию.

 

Эта необычная сцена представляет невежество

 

Даже в этой небольшой подборке иллюстраций можно проследить удивительное разнообразие сюжетов, форм и исполнения в  оформлении офисного комплекса. Сюжеты античной мифологии  и индийской философии вторглись в царство бизнеса.
Удивительно, правда?

В статье использованы фотографии из альбома «New York DECO» фотографа Ричарда Беренгольца (Richard Berenholtz), который я люблю перелистывать и вспоминать свою поездку.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ.

Share and Enjoy:
  • Print
  • Digg
  • StumbleUpon
  • del.icio.us
  • Facebook
  • Yahoo! Buzz
  • Twitter
  • Google Bookmarks