Хорошо сидим! Что это значит в офисе?

Просматривая свой предыдущий пост в уже опубликованном виде, как-то застеснялась избытка эмоций. Не мешают ли они донесению практически-важной информации? Продолжаю разговор о правилах планировки офиса в сугубо деловом ключе. Да и настроение у меня сегодня другое.
В прошлый раз речь шла о планировке офиса в целом. Теперь поговорим об организации пространства в зоне рабочего места.

Хоть я и дизайнер, но всегда помню, что для офиса эстетические соображения, являющиеся неотъемлемой частью любого дизайн-проектирования, красота и гармония интерьера не могут быть главными, самодостаточными факторами.  Работа в офисе  с точки зрения эргономики - это специфический процесс, со своими четкими технологическими требованиями.  Поэтому предлагаю обратить внимание на некоторые рекомендации  по оборудованию  рабочего места.

Довольно простым объектом является письменный стол – рабочее место для умственного труда.

При работе сидя оптимальная рабочая поза обеспечивается  правильным соотношением высот рабочей поверхности (столешницы) и рабочего сиденья.  Оптимальная разница между высотой рабочей поверхности и сиденья практически одинакова для всех людей  и находится в пределах 270-280мм. Она зависит от двух антропометрических признаков: длины туловища и высоты локтя над сиденьем, которые очень слабо варьируются и имеют незначительные межгрупповые различия. Что делать, если у Вашего сотрудника разница выходит за эти пределы? Высота обычного стола не регулируется, зато регулируется высота сиденья практически любого офиного кресла!

Для расчета границ моторного пространства и зон досягаемости в положении сидя и стоя важным фактором является положение работающего относительно переднего края столешницы, а также его подвижность «вперед-назад». При этом предполагается, что передний край стола и сиденья находятся в одной вертикальной плоскости (я Вас еще не утомила — но это, поверьте важно и промерьте, пожалуйста, что у Ваших сотрудников это так!) или сиденье задвинуто под рабочую поверхность на 100-150мм.

«Оборудование рабочего места должно давать возможность выполнять максимум рабочих операций с минимумом перемещений»  – рекомендация Европейского сообщества 90/270.

Два квадратных метра – единый стандарт оборудования рабочего места на одного человека. Эта площадь включает в себя поверхность письменного стола и место, занимаемое работником офиса. Глубина этого пространства составляет приблизительно 1м. При этом рабочее место не может пересекаться с проходом. Минимальный размер прямоугольной рабочей поверхности – 1200х800мм.

На приведенной схеме указаны некоторые минимально допустимые расстояния:

- Wa = 1м, рабочее место не может пересекаться с проходом;

- Wt = 1м – зона приема посетителей;

- W = 800 мм  – если пространство не используется как проходное, то сюда могут открываться двери;

- Z = 684 (686) мм, минимум 600 — входная часть ;

- А = 500-600 мм — доступ к техническим системам.

Вообще говоря, ширина проходов зависит от количества пользующихся ими человек. Минимальный же проход к единичному рабочему месту не может быть менее – 700 мм это уже требование пожарных норм.

Хочу заметить, что приведенные данные являются результатом довольно длительного и подробного изучения рабочего процесса, и кропотливых расчетов. Чтобы проникнуться уважением и доверием к приведенным цифрам рекомендую обратиться к книге «Эргономика в дизайне среды» В.Ф. Рунге.

Если я что непонятно объяснила — пишите! Готова потратить время, разобраться и ответить. Реально это мне проще (морально), чем потом чувствовать, что наш Клиент, отчасти по моей вине, устроил себя так, что вернуть назад будет слишком дорого.

Admin comments: Мы планируем всесторонне продолжить тему правильной организации офисного пространства и рабочего места: где сидеть, как сидеть, куда смотреть… Ждите новых постов.

Share and Enjoy:
  • Print
  • Digg
  • StumbleUpon
  • del.icio.us
  • Facebook
  • Yahoo! Buzz
  • Twitter
  • Google Bookmarks